Стал ли жемчужиной фильм ″Атака на Перл Харбор″?

Японский фильм ″Атака на Перл Харбор″, вышедший на мировые экраны 23 декабря 2011 года вызвал множество споров и противоречивых мнений.

После этого прошло уже больше 6 лет, и теперь можно спокойно взглянуть на эту любопытную ленту. Большинство рецензий на нее − это примитивное бравирование собственными взглядами на кинематограф и на военное кино в целом. Очень немногие обратили внимание на историческую правдивость фильма, начиная с таких мелочей, как военная форма, и заканчивая бытом простых японских граждан. Конечно, можно критиковать режиссера Идзуру Нарусима, известного у нас еще по фильмам ″Цикада Восьмого дня″ (2011), ″Кафе ″Ностальгия″ (2014) или ″Бросаю работу навсегда″ (2017), но его умение передать присущие конкретному историческому периоду черты безупречно. В этом явно прослеживается влияние Акиры Куросавы, хотя этих режиссеров разделяет отрезок времени в полвека.

В первых рецензиях явственно слышались недовольные нотки, касающиеся поведения японцев за столом. Но если у этой древнейшей культуры принято громко чавкать и с шумом втягивать лапшу или рис из ″вана″, специальной пиалы, что является высокой оценкой мастерства хозяйки и проявлением уважения к хозяину? В таком случае необходимо запретить немцам или финнам выпускать газы, где только приспичит, а славянам − материться при детях. Разные страны, разные культурные ценности…

Очень тонко подмеченный момент, который характерен, наверное, для большинства народов мира − кухонные политики. Обсуждая мировые проблемы за порцией сакэ, которое пьют из ″гуиноми″ или ″отеко″, японцы так напоминают славян, делающих то же самое за рюмкой водки. Роднит их и то, что часто простой человек просто не в состоянии осознать всю трагедию происходящего. Он вдохновенно строит планы о мировом господстве своей страны, не подозревая, что крах близок.

Резким контрастом с этими людьми смотрится умнейший человек, самурай по духу Исороку Ямамото. Играет его талантливый и органичный в любой роли Кодзи Якусё. Роль адмирала стала 40-й в его актерской карьере. Строгая военная форма не может скрыть душевных метаний его героя, Исороку Ямамото, который всегда выступал сторонником мирного разрешения всех конфликтов и был категорически против ведения военных действий против США и Китая. Он сердцем не принимал военный пакт с Германией и фащистской Италией. Широтой взглядов Ямамото скорее всего был обязан обучением в Гарварде и службой в качестве военно-морского атташе в Вашингтоне. Не видя иного выхода, он разрабатывает операцию по нападению на американскую военную базу Перл Харбор, которая увенчалась полным успехом в декабре 1941 года.

Этот фильм не о военных баталиях, а о сражении человека с самим собой. И, как и в жизни, такие люди на экране погибают. Так или иначе, за Ямамото охотятся американские военные. В апреле 1943 года при инспекционном полете на Соломоновы острова его бомбардировщик был сбит эскадрильей истребителей Р-38 ″Лайтнинг″. Поисковая группа обнаружила тело адмирала пристегнутым к полетному креслу, которое выбросило под дерево после падения самолета. В руке его была зажата рукоять катаны.

Да, этот фильм все-таки стоит посмотреть. Отличный саундтрек композитора Таро Ивасиро (около 40 работ в игровом кино и анимэ), искусная работа съемочной группы искупают некоторую затянутость, с точки зрения европейского зрителя, ленты. Но если задуматься и просмотреть фильм еще раз становится ясно, это традиционная японская неторопливость.

Залишити коментар

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *