Украинская культура издавна отражала идентичность нашего народа. Память о наших корнях, духе и силе родной земли закодирована в песнях, картинах, художественных произведениях и, конечно, в кино. Отдельным течением отечественного кинематографа стало поэтическое кино. О 5-ти лучших фильмах этого направления, которые стоит посмотреть, рассказывает WomanEL.
Государственным праздником украинского кино стал в 1996 году, а вот история нашего кинематографа началась еще в далеком 1869 году в Харькове. Тогда режиссер Альфред Федецкий снял несколько хроник. Один из снятых фильмов был продемонстрирован в Харьковском оперном театре.
Украинское поэтическое кино возникло после выхода фильма «Тени забытых предков» Сергея Параджанова. На передний план выходит визуальная выразительность, а иногда сюрреализм, подчеркнутый этнографическим и ландшафтным антуражем западной Украины.
«Земля» (Александр Довженко, 1930)
Один из самых громких фильмов Александра Довженко. Его признали шедевром мирового киноискусства. Мировые критики называли Довженко «Гомером кинематографа», в то время как в Советском Союзе лента была запрещена до 1958 года.
Довженко первым в мировом кино выразил мировоззрение, которое качественно отличается от всего изображаемого ранее. Это мировоззрение нации земледельцев, поэтизация природы и труда.
Лента рассказывает о тяжелом этапе коллективизации, создании колхозов и классовой розни, раскулачивании в конце 20-х годов.
«Тени забытых предков» (Сергей Параджанов, 1965)
Украинская версия трагической истории о Ромео и Джульетте по повести Михаила Коцюбинского до сих пор является одной из самых выдающихся и известных в мире украинских лент. Гарвардский университет даже добавил ее в список фильмов, обязательных для просмотра претендентами на кандидатскую степень в киноведении.
Десятки лет враждуют два давних гуцульских семейных клана. Но среди озлобленности и мести зарождается чистая и светлая любовь молодых побегов этих больших семей — Ивана и Марички. Многие испытания придется преодолеть любимым, прежде чем соединятся их сердца.
Сергей Параджанов передал атмосферу Карпат, фольклористику Гуцульщины, ее обычаи, обряды, верования и мистику. Для этого он долго исследовал местных жителей и сам ушел в самобытность края.
Фильм стал новаторским и заложил основы поэтического кино, а скоро превратился в символ борьбы диссидентского движения.
«Каменный крест» (Леонид Осыка, 1968)
Экранизация двух новелл классика украинской литературы Василия Стефаника, которая актуальна до сих пор. Режиссер объединил произведения «Каменный крест» и «Вор». Тем самым ему удалось соединить и нравственные взгляды галицких крестьян, и их бедственное социальное положение, что заставляло массово покидать родные земли.
Трагическая судьба крестьянина Ивана Дидуха, в поисках легкого хлеба и лучшей судьбы решает перетащить семью в Канаду. Уже перед самым отъездом Иван вместе с односельчанами идет крестным ходом и посещает церковь.
Слова церковной службы звучат здесь как пение за упокой Ивана, а подвода с его пожитками похожа на гроб. Семья отправляется с Иваном, он исчезает за горизонтом, а каминный крест остается напоминанием о нем.
Благодаря своей визуальной выразительности, лента стала одной из эмблематических работ украинского кино 1960-х годов.
«Белая птица с черной отметиной» (Юрий Ильенко, 1971)
Фильм стоит посмотреть не только из-за проницательного сюжета, собравшего многочисленные награды на кинофестивалях, но и потому, что здесь впервые дебютирует Богдан Ступка как актер кино.
Достаточно революционное для своего времени кино. Юрий Ильенко рискнул своим поэтическим киноязыком заговорить о драматических событиях недавнего прошлого — борьбе за утверждение социализма на западноукраинских землях перед Второй мировой и сразу после нее.
Лента рассказывает историю украинской семьи, которая живет на Буковине, вблизи румынской границы. У многодетного отца есть сыновья, которые играют в сельском ансамбле, однако судьба разводит их пути.
Петр примкнул к красногвардейцам, Орест отправился в УПА, младший Богдан остался дома. Но их пути переплетаются то в любви, то в горах с оружием в руках.
«Вавилон ХХ» (Иван Миколайчук, 1979 год)
Одна из лучших ролей Ивана Миколайчука, эстетического символа украинского поэтического кино, выступившего и режиссером фильма. В центре повествования – несколько дней жизни обычной подольской деревни с необычным названием Вавилон.
Сам Миколайчук определял жанр фильма как быль-небылица. Рассказ просматривался сквозь призму мифа. Ее можно было воспринимать и как реальную жизнь украинского села 1920-х, и как иронию над восприятием этих событий современниками.
Фильм продолжает традицию украинского поэтического кино и одновременно обыгрывает саму тему существования прошлого в новых условиях.
О 5 украинских режиссерах, которые держат современность за бороду, узнайте здесь.